Справочник рыболова: новичкам, любителям, профессионалам
 
 

13.03.2011 Рыболовный фестиваль для женщин>>>

 

20.02.2011 Что изменилось в законе о рыболовстве?>>>

 

Все новости>>>

Новости для рыбаков


Рынок рыболовных снастей в России и за рубежом

14.02.2008

Как утверждают эксперты, рыболовом-любителем является каждый шестой взрослый россиянин, и очень многие рыболовы не жалеют на свое увлечение средств, отсюда ежегодный рост рынка рыболовных снастей почти на 30%. Вместе с тем этот рынок, как уверяет большинство его участников, пока далек от звания цивилизованного, к тому же отечественный производитель редок и мелок, а удочками, катушками и леской всю страну снабжает Китай.

Андрей Яншевский, неоднократный чемпион России по рыбной ловле, журналист, одним из первых в России, еще в конце 80-х, наладил производство поплавков из бальсы. Реализовывал продукцию на "Птичке" (Птичьем рынке), как и многие умельцы в то время.

Андрей Яншевский: "Тогда в магазинах "Рыболов" были пара удилищ, несколько номеров крючков и лески, и все за ассортиментом ездили на "Птичку". Когда официальная моя зарплата была 130 рублей, на поплавках я зарабатывал тысячу в месяц - огромные по тем временам деньги".

Но вскоре страна открылась для импорта, и теперь профильный отечественный рынок (как, впрочем, и европейский с американским) на 95% азиатский.

Год назад в Москве закрылось единственное специализированное предприятие "Сатурн", выпускавшее удилища, а производство всем известной марки "Волжанка" вот уже несколько лет размещено не в Балаково, а в Китае. "Птичий рынок" (кстати, он уже давно дороже рядовых магазинов, проигрывая им по ассортименту) - также сплошной Китай. Впрочем, попробуйте спросить: "Есть ли поплавки от Леонида?", сойдете за знатока и, если повезет, вы их купите, они на треть дороже импортных, но, говорят, отличные. Все остальные поплавки из Европы, здесь - уникальный случай - Китай проигрывает.

Из российских производителей пока держатся несколько "швейников" (небольшие партии эксклюзивных вещей, которые в Китае выпускать невыгодно), "Артель" со своими качественными мормышками и сторожками, да мастера-надомники. Еще в России неплохо с насадками, прикормками, грузилами и джиг-головками (грузило с крючком) - продукции либо скоропортящейся, либо тяжелой, а потому невыгодной в перевозке. Между прочим, по словам Александра Королева, гендиректора компании "Апико-Фиш", ежегодная потребность одной только Москвы в джиг-головках - 10 млн. штук (по цене 4-10 руб.).

Юрий Соловьев, гендиректор "Первой национальной рыболовной компании": "Себестоимость производства рыболовных снастей в Европе или в России раза в три выше, чем в Китае, где достаточно производственных мощностей, а рабочий получает $130-180 в месяц и счастлив, и таких там - полтора миллиарда, все катушки, лески, удилища давно делаются там. Качество китайской продукции зависит не столько от производителя, сколько от заказчика: насколько четко согласовано техническое задание и промышленные образцы, кто осуществляет приемку, и т. д. Лучше всего дела с технологическим контролем китайского производства обстоят у азиатских заказчиков, особенно у японцев. Поэтому изделие под японским брэндом, изготовленное в Китае, будет на порядок качественнее, чем его полный аналог, изготовленный на той же фабрике, но под чисто китайской маркой".

По некоторым оценкам, в Китае до трех тысяч фабрик, специализирующихся на снастях для рыболовов и, несмотря на огромные объемы производства, продукции зачастую не хватает. По словам Королева, рыболовные крючки в мире - в большом дефиците, "и, чтобы не пролететь, мы вынуждены их заказывать за девять месяцев!"

Александр Королев: "В Китае ассортимент самой захудалой фабрики - под тысячу наименований, входишь на склад и понимаешь, что превзойти это невозможно. Ну кто еще может сделать качественное удилище по цене $1 за метр палки?"

Зато наши производители сильны в снастях для зимней рыбалки. Так, "Апико-Фиш" выпускает ящики для рыболовов - незаменимая вещь для "зимника": пресс-форму разработали сами ($100 тыс.), штампуют их из пластика на ЗИЛе, в год - 35 тыс., оптовая цена - 600 руб. Уже появились подделки под "апиковский" ящик, из Китая. С зимними удочками та же история, но здесь разработку "Апико-Фиш" технологически усилила, занявшись производством, тайваньская компания.

В магазине "Апико" есть прилавок с изделиями кустарей и отечественных артелей. Некоторых Королев нашел сам, например бывшего первого секретаря Кировоградского горкома КПСС Евгения Белова, делающего замечательно уловистые зимние блесны и мормышки. Раньше Белов продавал всю свою продукцию на "Птичке", а сейчас все закупает "Апико", цена "дедовских" (как их называют знатоки) блесен - до 1500 руб., это значительно дороже азиатского ширпотреба. Объем производства - всего 50 изделий в месяц. Рядом - блесны от Кунилова и Конишевского.

Один из признаков развитости рынка - наличие сетевых проектов и белых схем. И с тем, и с другим в российском рыболовном мире плохо. Так, из сетевых компаний известна только "Апико-Фиш" со своим брэндом "Рыбачьте с нами", Как говорит Юрий Соловьев, рыболовный рынок в России сегодня примерно на той же стадии развития, на какой рынок одежды или запчастей пребывал в середине 90-х.

Юрий Соловьев: "В Америке товары для рыбалки ("коробочные" - упакованные в пластик) можно купить в обычном гипермаркете, не говоря о спортивных магазинах. В России этого нет, и мы на этом направлении стали фактически первыми - уже установили свои стенды в "Метро" и "Ленте", Ведь каждый мужчина в душе - рыбак или охотник".

Александр Королев: "До трети нашего рынка - не цивилизованная, снасти продают на развалах, вдоль трасс, строительных рынках. Я уж не говорю об отношениях внутри рынка: ежемесячно кто-то открывает пиратский магазин под нашим брэндом "Рыбачьте с нами", это приходится постоянно отслеживать".

Александр Королев оценивает годовой объем российского рынка рыболовных снастей страны почти в $300 млн. при ежегодном росте на 20-30%. Юрий Соловьев приводит еще более нескромную цифру - до $1 млрд.: "Получить такой показатель можно, зная общее число рыболовов (это порядка 6% взрослого населения), и среднегодовые траты каждого на свое хобби ($150-200), а 15-20% рыболовов - настоящие фанатики: откажут себе в чем-то, но купят снасть".

Александр Королев: "В Японии компания Shimano выпускает в год всего 200 удилищ ценой $1 тыс., из них половина продается в России, в наших магазинах. На хобби люди никаких денег не жалеют, особенно россияне, особенно москвичи".

По сравнению со $110 млрд. американского рынка, самого большого в мире (в США увлекаются рыбалкой 24% населения), российские достижения выглядят не столь уж внушительно. Знатоки говорят, что и рыбы в Штатах много больше, чем в России, маленькую там вообще не ловят.

Александр Королев: "Мой партнер ловил в Америке, за день вытащил 40 судаков, каждый по 1-2 кило, в России такое - фантастика. В Америке есть специальный налог, когда берут 10% с цены импортируемого товара, деньги идут на зарыбление и охрану водоемов. Мы сейчас составляем аналогичное предложение, отправим Медведеву, Зубкову - последний тоже рыбак!"

Еще лет пятнадцать назад рыболов был просто рыболов-любитель, а теперь все делятся на поплавочников, спиннингистов, нахлыстовиков, зимников, карпятников и т. д. Соответствующие сегменты рыболовного рынка разнятся по доходности. Из-за цены 70% оборота всего рынка делают спиннинговые снасти, хотя в количественном выражении не меньше товаров реализуется для поплавочников. Как выразился один из собеседников корреспондента "Денег", "поплавок стал уделом пенсионеров и пионеров - ни у тех, ни у других денег нет".

По словам Юрия Соловьева, в разных странах рыночные доли способов ловли разные: "Во Франции и в Италии лидер продаж - именно поплавочные снасти. Массовым спросом там пользуются, например, 14-метровые штекерные удилища ценой порядка €1000. В России же таких удилищ в год на всю страну продается не больше ста, поэтому пытаться продвигать их на рынок сегодня просто нет смысла. Но через 10-15 лет все может измениться: любая мода изменчива, и рыболовная - не исключение".

Впрочем, по наблюдению знатного рыболова Андрея Яншевского, в России многие стали возвращаться на поплавок: ""Белой", то есть, не хищной рыбы, которую ловят с поплавком, у нас очень много, хищника же сильно выловили".

Как рассказал Александр Королев, который открыл свой первый магазин в 1993 году, рыболовы-энтузиасты очень быстро привыкли к дорогому товару: "Я занимался издательским делом, увлекался рыбалкой, и однажды голландский партнер прислал мне каталог товаров для рыболовов. Я неделю ходил в шоке! Через некоторое время арендовал бывшую овощную палатку в 50 кв. м около кинотеатра "Комсомолец", на кредит в $150 тыс. (под 30% годовых) закупил товар. Поначалу, конечно, к нам ходили, как на экскурсию - отпугивала цена, полгода ушло на приучение людей к таким ценам. Тогда мы первые на рынке дали рекламу на "Русском радио", и потом стандартно тратили на рекламу 15% оборота".

Через восемь месяцев оборот "палатки" вырос неимоверно. Приезжали немцы - не верили, что такой доход может давать магазинчик в 50 кв. м. В 1995 году у "Апико-фиш" было уже три магазина, сейчас - около 40. Кстати, торговая наценка в 60% в этом бизнесе считается нормальной, что позволяет даже небольшому торговому павильону быть весьма доходным.

Станислав Кузьмич, президент компании Moscanella: "Товарный запас рыболовного магазина в 200 кв. м должен быть на уровне $100 тыс., оборот - около 1 млн.. руб. в месяц. Самый ходовой товар - леска, грузы, крючки; "расходники" продаются с минимальной маржей, но без них нельзя - народ просто не пойдет в магазин. Однако основной оборот делают дорогие удилища и катушки".

На рынке снастей для рыболовов нет явных лидеров, держащих более 10% рынка, - слишком много производителей и брэндов, порог входа невелик. Только в Москве порядка сотни компаний занимаются оптовой торговлей снастями, еще несколько сот розничных магазинов, а по всей стране, как утверждает Соловьев, их порядка 5 тыс. При этом профессионалов "от бизнеса" - единицы.

Юрий Соловьев: "Хороший рыбак еще не значит хороший бизнесмен, в нашем деле много дилетантов, поэтому бизнес в таком зачаточном состоянии, нет сетевых проектов. Самые лучшие менеджеры по продажам у нас те, кто в рыбалке не понимает. Точно так же и с производством. Удочки всегда были побочным делом для Бийского завода, штамповавшего корпуса ракет, а в Клину вместе с леской делают шины". Кстати, по словам Михаила Катунского, коммерческого директора компании "Грифон", "чтобы построить одну фабрику по производству удилищ нужно больше $10 млн."

Материал взят с сайта www.kommersant.ru.

<<<Назад к списку новостей